Библиотека  

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

Владимир КОЧНЕВ,
профессор

Проблема земельных отношений всегда была на Руси одной из самых жизненно важных и острых. После успешного разрешения ее при Советской власти в интересах трудового крестьянства ныне ельцинисты-демократы в президентском окружении, правительстве и в партиях власти в Госдуме вознамерились распродать земли России, ее леса, воды и недра в частную собственность. С "молотка" пойдут естественные условия жизни и ныне здравствующих людей, и будущих поколений. Толстосумами, олигархами, посредниками иностранного капитала будут за бесценок скупаться гектар за гектаром земли в городах и на селе, отдельные территории и обширные регионы. Распродажа земель на деле означает, что богатства народов России мощным потоком потекут в виде земельной и природной ренты в карманы (банки) доморощенного воровского и иностранного капитала. Преступно не видеть, что продажа земли в частную собственность позволит доллару, фунту, марке, иене без выстрелов завоевать наши земли, а потоми присоединить их к своим государствам (вспомним Аляску). Не мифическая, а реальная угроза нависнет на Чукоткой, Магаданской областью, Камчаткой, Сахалином, Приморьем и другими пограничными территориями. Не принесет "мира под березами" продажа земли частнику и внутри страны. Капитализаторы сельского хозяйства с остервенением набрасываются и разрушают коллективные формы хозяйствования, глумятся над опытом социалистического решения земельного вопроса. Между тем он заслуживает серьезного, вдумчивого изучения, очищения от ошибок и использования всего ценного, жизненного. В этих целях редакция начинает публикацию материалов профессора В. А. Кочнева об осуществлении коллективизации сельского хозяйства в СССР и ее уроках.

КАК ПРИНИМАЛИСЬ РЕШЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

Решение о коллективизации было принято XV съездом ВКП(б), состоявшимся 1-12 декабря 1927 г. Он выразил, безусловно, волю абсолютного большинства членов партии после всестороннего и глубокого обсуждения этой важнейшей проблемы не только на съезде, но и во всех первичных организациях партии, численность которой тогда составляла 1 млн. 136 тыс. человек. Более того, накануне съезда проблемы аграрной политики и пути дальнейшего развития социалистической державы широко обсуждались по всей стране.

Тезисы по вопросу "О работе в деревне" для съезда подготовила компетентная комиссия, утвержденная решением Политбюро ЦК ВКП(б) 1 октября 1927 г. из 17 видных партийных и государственных деятелей, ученых и практиков, об- ладавших большим опытом и хорошо знавших проблемы сельского хозяйства. В состав комиссии входили: В. М. Молотов (председатель) - секретарь ЦК, член Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б); Н. А. Милютин - член коллегии Наркомата труда, член малого Совнаркома; Я. А. Яковлев (Эпштейн) - зам. наркома РКИ-ЦКК; А. П. Смирнов - секретарь и член коллегии Оргбюро ЦК ВКП(б), нарком земледелия РСФСР, секретарь Крестьинтерна, зам. председателя СНК РСФСР, член ЦИК и Президиума ЦИК СССР; А. И. Свидерский (заменял А. П. Смирнова при его отсутствии) - член коллегии наркомата РКИ, зам. наркомзема РСФСР; Л. Н. Крицман - зам. председателя Госплана СССР; В. А. Карпинский - член редколлегии газеты "Правда"; Н. И. Анцелович - зам. наркома РКИ РСФСР; П. Ф. Зайцев - начальник администра- тивного отдела Центрального административного управления НКВД РСФСР; Г. Н. Каминский - председатель ЦК профсоюзов "Всеработземлес", зам. председателя правления Союза сельскохозяйственной кооперации, председатель "Колхозцентра"; Н. Осинский (В. В. Оболенский) - управляющий ЦСУ СССР; Ю. Ларин (М. А. Лурье) - член Президиума ВСНХ; К. Я. Бауман - член ЦК ВКП(б); Б. П. Шеболдаев - зам. заведующего организационно-распределительного отдела ЦК ВКП(б), а также Кубанин, Верминичев и Розит, инициалы, занимаемые должности и другие биографические данные которых установить не удалось.

Кроме того, в подготовке вопроса и тезисов съезду "О работе в деревне" по просьбе комиссии активнейшее участие приняли многие известные ученые-аграрники, специалисты, руководители партийных, государственных и хозяйственных органов. Они представили свои соображения и конкретные предложения о путях развития сельского хозяйства страны. В частности, В. М. Молотову свои обстоятельные аналитические записки представили А. В. Чаянов - академик, профессор кафедры организации сельского хозяйства ТСХА, директор НИИ сельскохозяйственной экономики и политики, член коллегии наркомзема РСФСР и сельскохозяйственной секции Госплана СССР и Н. Д. Кондратьев - профессор ТСХА, директор Конъюнктурного института при наркомфине СССР.

В числе тех, кто направлял письма и записки лично И. В. Сталину, были: К. Д. Савченко - член комиссии наркомзема РСФСР, С. И. Загуменный - председатель правления Сибирского краевого сельскохозяйственного банка, В. Г. Яковенко - нарком социального обеспечения РСФСР и многие другие. Кстати говоря, авторам писем И. В. Сталин, как правило, давал ответы.

В адрес всех членов Политбюро ЦК ВКП(6) свое письмо направил А. Г. Губанов - заведующий сырьевым отделом Центросоюза СССР. По просьбе зам: наркомфина СССР М. И. Фрумкина обстоятельную записку представил П. П. Маслов - профессор МГУ.

Следует подчеркнуть, что в письмах и записках, поступивших в адрес комиссии, лично И. В. Сталина, членов Политбюро и государственных органов, содержались не только глубокий анализ состояния сельского хозяйства страны, но и резкая нелицеприятная критика, конкретные научно обоснованные предложения. Все они были учтены при подготовке V съезда ВКП(б) и его решения о начале коллективизации.

Такова правда о подготовке и принятии решения о коллективизации сельского хозяйства СССР.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

Научной основой решения о коллективизации, принятого XV Съездом ВКП(б), стали положения аграрной теории К. Маркса и В. И. Ленина. Суть их в том, что дальнейшее развитие сельского хозяйства и обеспечение страны продовольствием и сырьем возможно только при отмене частной собственности на землю и другие средства производства, только при создании крупных высокомеханизированных сельскохозяйственных предприятий с коллективными формами землепользования по выбору самих крестьян. Форсирование этого процесса и применение каких-либо форм насилия категорически отвергалось. В преимуществах коллективных форм хозяйствования крестьяне должны были убеждаться на конкретных примерах создаваемых в стране совхозов и других коллективных форм хозяйства. Такой путь решения извечного земельного вопроса, предложенный большевиками, целиком и полностью отвечал желаниям и интересам абсолютного большинства крестьян России.

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции мечты крестьян России стали реальностью. Юридически они были закреплены в важнейших государственных актах Советского социалистического государства, и прежде всего в Декрете о земле, принятом II Всероссийским Съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. В этом историческом документе были полностью удовлетворены и юридически закреплены все требования крестьян, содержащиеся в примерном крестьянском наказе, который без каких-либо изъятий был включен В. И. Лениным в Декрет.

Декрет безоговорочно удовлетворил главное требование крестьян об отмене частной собственности на землю: "Право частной собственности на землю отменяется навсегда. Земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждения. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т. д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенарод- ное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней".

Декрет отменил также частную собственность на все недра земли, леса и воды. Право пользования землей получили все граждане Советского государства без различия пола и национальности, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. Трудящимся было предоставлено право самим выбирать любую форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную. Согласно решению граждан отдельных селений и поселков.

Вся земля поступала в общенародный земельный фонд, а право ее распределения получили местные земельные комитеты и уездные Советы крестьянских депутатов, как полномочные представители государственной власти на местах. Распределению подлежали все земли фонда, кроме земель отдельных конфискованных имений, на базе которых создавались государственные показательные хозяйства.

Крестьяне получили бесплатно более 150 млн. десятин земли и были освобождены от платы за ее аренду на сумму 700 млн. рублей золотом, а также от долгов в сумме 3 млрд. золотых рублей. Таким образом, Декрет о земле радикально решил аграрный вопрос, предоставив крестьянам право на землю, что не было сделано ни в ходе отмены крепостного права, ни в ходе Столыпинской реформы.

В развитие Декрета о земле был принят ряд законодательных актов, закреплявших права крестьян на землю и ее уравнительное распределение. Это: Закон о социализации земли (27.01.1918 г.); Положение о социалистическом землеустройстве (11.02.1918 г.), Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (25.02.1918 г.); Первая Конституция РСФСР (10.07.1918 г.); Закон о трудовом землепользовании (22.05.1922 г.); Земельный кодекс (30.10.1922 г.). Два последних акта расширяли права крестьян на землю с учетом требований периода нэпа. Право трудового законодательства стало бессрочным, и никто не мог лишить его и изменить местонахождение земельного участка, кроме случаев, оговоренных в законе. Разрешалась краткосрочная (не более чем на период одного севооборота) сдача земельного участка в аренду.

Чрезвычайно важным нормативным документом стало "Положение о едином сельскохозяйственном налоге", введенное в действие Декретом ВЦИК от 10.05.1923 г. взамен ранее существовавших: единого натурального, трудгуж-налога, подворно-денежного налога, единовременного налога на восстановление сельского хозяйства и различных местных налогов.

Единый налог взимался с учетом наличия в хозяйстве определенного количества едоков, пашни и сенокоса, крупного рогатого скота, урожайности на десятину. С его введением были упорядочены и значительно упрощены расчеты крестьянских хозяйств с государством, а определение размеров платежей стало осуществляться по новой, более точной и объективной методике путем распределения хозяйств по группам в соответствии с их доходностью. С 1926/27 хозяйственного года кроме доходов от земли и скота стали облагаться доходы от иных источников. А с 1928/29 хозяйственного года введено индивидуальное обложение наиболее зажиточных крестьянских хозяйств при нетрудовом характере их доходов.

Нарушения законов в сфере земельных отношений регулировались соответствующими статьями УК РСФСР, введенного в действие 1 июня 1922 г., и "Положением о преступлениях государственных", введенным в июне 1927 г. В связи с введением данного Положения статьям Главы 1 "Государственные преступления" УК РСФСР была дана новая нумерация (со ст. 58.1 по 58.14).

С образованием СССР земельные отношения в рамках всего государства стали регулироваться Первой Союзной Конституцией 1924 года и "Общими началами землепользования и землеустройства", принятыми 15 декабря 1924 г. Важную роль сыграло и постановление XV съезда ВКП(б) "О работе в деревне".

Следует подчеркнуть, что все законодательные акты и партийные решения периода 1917-1928 годов отвечали задачам регулирования земельных отношений в рамках существовавших тогда единоличных форм хозяйствования, допускали наемный труд, аренду земли и т.п. Они создавали, и это главное, надежные правовые и материальные условия для развития и укрепления крестьянских хозяйств, рационального использования земли, повышения уровня жизни крестьян, для последующего их перехода к коллективным, общественным формам землепользования. Таким образом создавались главные предпосылки коллективизации.

В Законе о социализации земли подчеркивалось, что в задачи местных и центральных органов власти, помимо справедливого распределения земель сельскохозяйственного назначения среди трудового земледельческого населе- ния и наиболее продуктивного использования национальных богатств, входит создание условий:

- для всемерного развития производительных сил сельского хозяйства путем повышения плодородия земли, механизации производства, уровня агрикультуры и сельскохозяйственного образования широких крестьянских масс, создания запасного фонда земель сельскохозяйственного назначения;

- для развития всех видов сельскохозяйственных промыслов и ускоренного перехода к более производительным системам полеводства на базе коллективных форм землепользования, как более выгодных в смысле экономии труда и продуктов, при всяческой материальной и культурной помощи Советского государства в целях скорейшего достижения социализма, отдавая предпочтение трудовому коммунистическому, артельному и кооперативному методам хозяйствования перед единоличным,

Закон о социализации земли обеспечивал также надежную социальную защиту всех работающих и неработающих земледельцев путем страхования за счет государства на случай смерти, болезни, старости, увечья, а также призрения нетрудоспособных земледельцев и членов их семей. Каждое трудовое хозяйство страховалось от всех видов стихийных бедствий, О такой защите крестьянин при царизме не мог даже мечтать! Советское правительство неукоснительно и строго соблюдало все законодательные акты.

К 1928 году в практике земельных отношений в стране сформировались 8 основных принципов социалистического землепользования:

1. Принцип создания единого государственного земельного фонда, означающий, что вся земля в пределах государственных границ СССР, независимо от характера использования и хозяйственного назначения, составляет единый государственный земельный фонд, который является материальным выражением национализации всех земель и объектом права исключительной собственности, то есть никому другому не передаваемого права, Союза Советских Социалистических Республик в лице всего советского народа. Общая площадь земельного фонда СССР составляла 2227,5 млн. гектаров.

2. Принцип использования земли всеми организациями и гражданами только на основании права землепользования, то есть только после получения в установленном порядке земельного участка в натуре и документов, удостоверяющих право пользования землей с указанием цели.

3. Принцип целевого характера права землепользования, предусматривающий безусловно плановое, целенаправленное и эффективное использование земельных ресурсов страны.

4. Принцип устойчивости права землепользования, означающий, что земельные участки предоставляются всем категориям землепользователей, как правило, в бессрочное (постоянное) пользование и лишение этих прав возможно лишь в случаях и по основаниям, прямо предусмотренным в законе. Изъятие земли у землепользователя для государственных и общественных нужд осуществляется с соблюдением гарантии (согласие или согласование с землепользователем, возмещение убытков и др.).

5. Принцип бесплатности землепользования, означающий, что землепользователь не вносит какую-либо плату за земельный участок ни в момент его предоставления, ни в процессе пользования землей. Как хозяйственный субъект, он платит лишь соответствующие налоги от полученного от использования земли дохода.

6. Принцип строгого контроля со стороны государства и обязательной ответственности всех категорий землепользователей за рациональное, эффективное использование земли и ее охрану.

7. Принцип территориального характера управления земельным фондом, распространяющийся на все категории землепользователей в пределах административно-территориальной единицы, независимо от подчиненности землепользователя и категории земель.

8. Принцип ведомственной ответственности министерств сельского хозяйства СССР и союзных республик и их органов на местах за организацию, рациональное и эффективное использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в распоряжении колхозов, совхозов и общественных организаций, входящих в их систему.

Эти принципы всецело отвечали стратегическим интересам социалистического государства, всего советского общества, каждого его гражданина. Их значение для судеб социализма в СССР и советского народа трудно переоценить. Они исключили частную собственность на землю, ее куплю и продажу, возможность спекуляции землей и обогащения отдельных личностей и групп населения, создали благоприятные правовые и материальные условия для широкого внедрения кол- лективных форм ведения сельскохозяйственного производства, обеспечивших национальное и эффективное использование земельных ресурсов, резкое увеличение производства продуктов питания и сырья для промышленности. Это позволило в короткие сроки создать прочную базу для повышения уровня жизни и роста благосостояния советского народа, для стремительного развития науки, народного образования и здравоохранения, культуры и искусства, для превращения СССР в великую и процветающую державу мира.

Из сказанного хорошо видно, что для проведения коллективизации имелась прочная теоретическая и правовая база, проверенная солидной практикой.

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

История убедительно подтвердила своевременность и безусловную необходимость проведения коллективизации. Это было единственно правильное решение. Оно принималось на основе всестороннего и глубокого анализа экономической, социально-политической и международной ситуации, с учетом всех важнейших объективных факторов. Основным из них являлся низкий уровень развития производительных сил страны, прежде всего в сельском хозяйстве, и несовершенство производственных отношений в нем, обусловленное наличием гигантской парацеллярной системы ведения сельского хозяйства, сложившейся в стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Эта система к концу 20-х годов исчерпала свой производственный ресурс и оказалась неспособной обеспечить быстро растущие потребности страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, хотя и позволила, при всемерной поддержке Советской власти, довести производство сельскохозяйственной продукции до уровня, близкого к показателям 1913 года.

Анализ показывает, что за годы советской власти еще до начала коллективизации в сельском хозяйстве страны произошли существенные позитивные изменения. В 1928 году сельское население СССР составляло 120,7 млн. человек, или 82,1% общей численности населения страны. По сравнению с 1913 годом оно увеличилось на 6,8 млн. человек, т. е. на 5,9%. Число занятых в сельскохозяйственном производстве составляло в 1926 году 59,8 млн. человек, что на 4,3 млн. больше, чем в 1913 году, а их доля в общей численности трудоспособных составляла 92,4%, что на 2,4% больше 1913 года.

Производственный сектор сельского хозяйства представлял собой океан мелких и мельчайших единоличных крестьянских хозяйств, численность которых после революции резко увеличилась и постоянно росла как за счет создания новых хозяйств на помещичьих и других национализированных землях, так и за счет раздела крестьянских семей. Она составляла тогда 24,8 млн. хозяйств, что на 4,8 млн. хозяйств больше, чем до революции. При этом резко сократилось количество хозяйств-арендаторов. Если в 1913 году в России числилось 33% хозяйств-арендаторов, бравших в аренду около 14,4% земли, то в 1926 году такие хозяйства составляли 7,2%, а арендуемая ими земля только 5,3%. Для сравнения скажем, что в Германии (1925 г.) эти показатели были соответственно равны 25,9 и 12,4%, а 6 США (1920 г.) - 38,1 и 27,7%.

Существенно изменилась и социально-классовая структура крестьянских хозяйств в сторону резкого увеличения количества дворов середняков за счет уменьшения числа хозяйств бедняков кулаков (таблица 1). л; ; .

Таблица 1
Численность и социально-классовая структура
крестьянских хозяйств в России и в СССР в
1917 и 1928 годах



Уровень механизации сельскохозяйственного производства в эти годы оставался весьма низким. Абсолютное большинство работ в крестьянских хозяйствах выполнялось вручную и на живом тягле с применением примитивных орудий труда (деревянных сох, косуль, борон и т. п.). В стране имелось всего 27 тыс. тракторов, 2 зерноуборочных комбайна, 700 грузовых автомобилей (включая цистерны) и около 10 млн. железных плугов. Суммарная мощность энергетических ресурсов составляла 21,3 млн. л. с., из которых механических двигателей только 1,1 млн. л. с., а энерговооруженность труда в расчете на одного занятого в сельскохозяйственном производстве всего 0,36 л. с. Общая стоимость основных производственных фондов в сопоставимых ценах была равна только 17,7 млрд. руб., а фондообеспеченность труда в расчете на одного работающего в отрасли лишь 29,5 руб.

Немаловажное значение имел рост показателей стоимости капиталов крестьянских хозяйств по всем видам орудий и средств производства, хотя они не достигли уровня 1913 года (таблица 2).

Таблица 2

Стоимость капиталов в расчете на одно крестьянское
хозяйство в РСФСР (в довоенных ценах), руб.


Неудивительно поэтому, что пахота сохой составила в 1927 году 9,8%, а уборка зерновых серпами и косами - 44,4%, В 1928 году по сравнению с 1917 годом средний размер земельных наделов бедняцких и середняцких хозяйств уменьшился с 7,94 га до 3,92 га, то есть более чем в 2 раза, а кулацких остался почти без изменений. Это существенно усиливало негативные свойства и влияние парацеллы на развитие сельского хозяйства и промышленности страны (таблица 3).

Таблица 3

Средний размер крестьянских хозяйств в России
и СССР в 1917 и 1928 годах


Сравнительные данные о размерах и структуре посевных площадей в России и в СССР приведены в таблице 4.

Таблица 4

Размеры и структура посевных площадей в России и СССР
в 1913 и 1928 годах


Из таблицы 4 видно, что в 1928 году посевные площади СССР увеличились по сравнению с 1913 годом на 8 млн. га, или на 7,6%, а их структура изменилась в сторону увеличения технических, овоще-бахчевых культур и картофеля, а также кормовых культур, что было чрезвычайно важно, т. к. увеличивало сырьевые и продовольственные ресурсы! страны, способствовало развитию промышленности и повышению уровня жизни советского народа.

Распределение посевных площадей основных видов сельскохозяйственных культур по категориям хозяйств в СССР в 1928 году показано в таблице 5.

Таблица 5

Распределение посевных площадей основных
сельскохозяйственных культур по категории хозяйств в 1928 году


Из таблицы видно, что в 1928 году из 113 млн. га общей площади посевов всех возделываемых в стране сельскохозяйственных культур 107,8 млн. га, т. е. 96,2%, находились во владении единоличных крестьянских хозяйств. Очень важно отметить, что около 25 млн. га (23,1%) этих посевов принадлежали хозяйствам кулаков.

На долю колхозов и совхозов, включая посевы личных подсобных хозяйств колхозников, приходилось всего 4,5 млн. га, или 3,7%, посевных площадей. Они производили только 3,3% валовой продукции сельского хозяйства. Это означало, что единоличные крестьянские хозяйства обладали абсолютной монополией на производство продовольствия и сырья для промышленности со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Данные о поголовье скота в стране приведены в таблице 6.

Таблица 6

Поголовье скота в России и в СССР в 1916 и 1926 годах


Из приведенных данных видно, что уже в 1926 году численность поголовья всех основных видов скота в СССР по сравнению с 1916 годом значительно возросла, особенно свиней - самого скороспелого и экономичного вида сельскохозяйственных животных. Во всех регионах страны произошло значительное увеличение числа крестьянских хозяйств, имеющих скот. Так, в 1923-1926 годах в расчете на 100 хозяйств численность хозяйств, имеющих скот, увеличилась на 5,8%, а имеющих более 4-х голов-на 21,7%. Это, безусловно, свидетельствовало не только о существенном повышении общего уровня благосостояния крестьян, но и о возросших возможностях социалистического государства по улучшению снабжения продуктами животноводства городов и промышленных центров.

Показатели урожайности основных сельскохозяйственных культур в среднем за 1924-1928 годы хотя и не достигли уровня 1913 года, но по двум важнейшим продовольственным культурам - зерновым и картофелю - были выше средних показателей за 1904- 1913 годы, что видно из таблицы 7.

Таблица 7

Урожайность основных сельскохозяйственных культур
в России и в СССР в 1909-1928 годах
(в среднем за год), ц/га*


Расширение посевных площадей и рост численности поголовья скота, повышение урожайности сельскохозяй ственных культур и продуктивности животных позволили к 1928 году довести общий объем производства про- дукции сельского хозяйства до уровня близкого как к средним показателям 1909-1928 годов, так и к показателям 1913 года, а по зерну, льноволокну, картофелю, мясу и молоку - превзойти их (см. таблицу 8).

Таблица 8

Производство основных видов продукции сельского
хозяйства в России и в СССР в 1909-1928 годах
(во всех категориях хозяйств), в среднем за год*


В результате увеличения общего объема производства продуктов сельского хозяйства произошел рост их производства и в расчете на душу на селения (таблица 9), что, несомненно, способствовало повышению уровня жизни и крестьян, и всего населения страны.

Таблица 9

Производство основных видов продукции сельского хозяйства
в расчете на душу населения в 1909-1913 годах и 1924-1928 годах
(в среднем за год)*


Огромное значение для достижения позитивных результатов в сельском хозяйстве имела денежная реформа 1922-1924 годов и введение в обращение в октябре 1922 года зо лотого червонца, имевшего твердое обеспечение, что позволило значительно увеличить бюджетные ассигнования на нужды села (таблица 10).

Таблица 10

Бюджетные ассигнования в сельское хозяйство СССР
в 1924/25-1927/28 хозяйственных годах (включая сметы наркоматов)


Завершая анализ состояния сельского хозяйства СССР накануне коллективизации, приведем сравнительные данные о размерах национального дохода и его доли от сельского хозяйства на душу на- селения в России, СССР и ведущих капиталистических странах, которые наиболее точно отражают уровень развития производительных сил страны и сельского хозяйства (таблица 11).

Таблица 11

Национальный доход на душу населения в России, СССР
и ведущих капиталистических странах*


Из таблиц видно, что уже в 1925/26 хозяйственном году общий национальный доход составлял 74,7%, а в сельском хозяйстве - 88,2% от уровня 1913 года. Поскольку эти показатели были достигнуты буквально на пепелищах страны после двух страшных войн и всего за три года после их окончания, то это был, несомненно, блестящий успех советской власти. Но вместе с тем это был и максимум того, на что была способна парацеллярная система ведения сельского хозяйства, даже освобожденная от пут частной собственности на землю, засилья царизма и помещиков и при получении от советской власти всей, возможной в то время, помощи.

Большой отрыв показателей СССР от показателей ведущих капиталистических стран и не мог быть иным в тех конкрет ных исторических условиях. Этот факт лишь подтверждал острейшую необходи мость ускорения индустриализации стра ны и коллективизации ее сельского хо зяйства.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие принципиально важные выводы:

1. Сельское хозяйство СССР в результате принятых советской властью и партией большевиков мер, и прежде всего новой экономической политики, осуществленной В. И. Лениным, преодолев последствия двух кровопролитнейших и опустошительных войн, развязанных империалистическими державами, уже к 1928 году по общему объему производства продукции приблизилось к уровню 1913 года. А по ряду показателей значительно превзошло его. Значительно повысился уровень благосостояния крестьян, стало улучшаться снабжение продовольствием рабочих и горожан, а промышленности - сельскохозяйственным сырьем. Несомненно, это был большой и впечатляющий успех молодого советского социалистического государства, убедительно подтвердивший правильность кооперативного плана В. И. Ленина.

2. В то же время существование гигантской, 25-миллионной, постоянно увеличива- ющейся парацеллярной структуры мелких и мельчайших крестьянских хозяйств с солидной кулацкой "начинкой" представляло собой для судеб социалистического строительства серьезную опасность двоякого рода. Первая заключалась в том, что в условиях мелкого раздробленного единоличного хозяйства с его мизерными земельными наделами совершенно исключались комплексная механизация и электрификация производства, внедрение достижений науки и передового опыта, а следовательно, и эффективное использование земли, рост производства продовольствия и сырья для промышленности, подъем благосостояния народа. В конечном итоге это неизбежно вело к общему замедлению развития народного хозяйства всей страны, к утрате продовольственной, оборонной и государственной независимости державы.

Вторая опасность заключалась в реальной возможности движения крестьянских хозяйств по пути стихийного, не регулируемого государством, и пагубного для самих хозяйств развития.

3. До тех пор, пока сельское хозяйство шло на подъем, особенно в период нэпа, развиваясь по экстенсивному пути, то есть за счет расширения посевных площадей и роста численности скота, и удовлетворяло в основном потребности страны в продовольствии и сырье, эти грозные опасности не оказывали существенного влияния на поведение крестьянства и социально-политическую ситуацию в стране.

Негативная, дестабилизирующая сущность и влияние парацеллы на развитие сельского хозяйства в полной мере проявились в начале 1927 года, когда производственный ресурс мелкотоварного крестьянского хозяйства, базировавшийся преимущественно на ручном труде и крайне низком уровне агрикультуры, был в основном исчерпан, а единоличный крестьянский сектор, даже при существенной финансовой, материальной и правовой поддержке советского государства, стал не способен полностью удовлетворять потребности страны в продовольствии и сырье, которые резко возросли в связи с начавшейся индустриализацией и ростом численности населения в городах и промышленных центрах.

В 1927 году в стране возникли серьезные затруднения в снабжении растущих городов продовольствием, и прежде всего хлебом. Основной причиной этого явилось резкое сокращение объемов хлебозаготовок в зерновых районах при его достаточном наличии для выполнения установленных планов. Вместо 500 млн. пудов зерна, необходимого для нормального обеспечения городов хлебом, к январю 1928 года было заготовлено только 300 млн. пудов. Это ставило под угрозу создание государственного хлебного фонда, снабжение хлебом промышленных районов страны и выполнение экспортного плана, влекло за собой шлейф других опаснейших последствий.

Ухудшение снабжения хлебом вызвало стремительный рост цен на него и спекуляцию, особенно в районах производства технических культур (хлопка, льна, подсолнечника). Это, в свою очередь, немедленно заставило крестьян изменить структуру посевных площадей в сторону увеличения посевов зерновых культур за счет технических, что привело к уменьшению объемов производства и поставок промышленности сырья этих культур, к свертыванию производства товаров широкого потребления, прежде всего крайне необходимых хлопчатобумажных и льняных тканей, к росту цен на них. Из-за нехватки сырья стали останавливаться текстильные предприятия, что потребовало увеличения на 100 млн. руб. закупок хлопка за рубежом. Но особенно опасными последствиями явилось снижение трудовой активности и производительности труда рабочих промышленных предприятии.

Не произошло существенных позитивных изменений и после направления Центральным Комитетом 14 и 15 декабря 1927 года (то есть сразу после XV съезда ВКП(б)) строгих директив партийным организациям хлебозаготовительных районов. Тогда, по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 9 января 1928 года во все зерновые районы были направлены крупные партийные и государственные работники, в том числе многие члены Политбюро и ЦК. Но мало кто знает, что в Сибирь вместо заболевшего Г. К, Орджоникидзе 15 января 1928 года выехал И. В. Сталин. За время этой командировки, продолжавшейся 21 день до 6 февраля, И. В. Сталин посетил Новосибирск, Барнаул, Рубцовск, Омск, Красноярск, Камышлов, Тайгу и другие города, населенные пункты Сибири.

Он выступил с обстоятельными сообщениями о задачах и перспективах развития промышленности и сельского хозяйства страны, о сущности, правильном понимании и значении нэпа, по вопросам хлебозаготовок и другим проблемам на закрытом заседании бюро Сибкрайкома и представителей заготовительных и других организаций (20.01.1928 г.) и на кустовом совещании представителей партийных и советских организаций Барнаульского, Бийского и Рубцовского округов (22.01.1928 г.), провел много других встреч и бесед с руководителями и работниками партийных, заготовительных и других органов, отвечал на многочисленные вопросы.

Объясняя суть нэпа, И. В. Сталин говорил: "Новая экономическая политика означает... что мы допускаем частный капитал, допускаем свободу товарооборота ...но в известных рамках, с тем, чтобы это не могло мешать государству, чтобы это оставалось выгодным для рабочих, для деревенской бедноты и середняка, а не для кулака. Это вовсе не означает, что мы отдаем все на волю стихии. Это был бы не нэп, а это было бы восстановление капитализма..." А "мы устанавливаем советский строй, и основные командные высоты находятся в руках государства..."

Особое внимание в своих выступлениях И. В. Сталин уделял обоснованию необходимости проведения коллективизации. Он подчеркивал, что главной причиной перехода к коллективным формам ведения сельского хозяйства является "то, что наша страна после революции стала одной из самых мелкокрестьянских стран", так как число единоличных крестьянских хозяйств в ней увеличилось с 15 до 25 миллионов. А это значит, что они "мало защищены от всяких невзгод, от всяких неудач, случайностей", а "такой вид хозяйства не обеспечит применения ни сельскохозяйственных машин, ни научных знаний... ни применение удобрений и проч. и проч.

Бесспорно, что мы вплотную подошли к вопросу о поднятии сельского хозяйства, о поднятии производства на высшую ступень развития, а его - это поднятие - никак нельзя повести без объединения мелких и мельчайших крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства... Другого пути у нас нет, если иметь в виду поднятие благосостояния деревни в основном, а не поднятие благосостояния отдельных верхушечных групп, которые строят латифундии, нанимают рабочих и вовсю развивают эксплуатацию".

Лично общаясь с руководителями и рядовыми работниками различных органов на местах, И. В. Сталин получал исчерпывающую информацию, как говорится, из первых рук и мог объективно оценивать существующую ситуацию, выявлять допущенные ошибки и нарушения, принимать необходимые решения.

С полной уверенностью можно сказать, что именно поездка в Сибирь убедила И. В. Сталина в необходимости форсированного проведения коллективизации и именно тогда он четко сформулировал причину этого в одном из своих выступлений перед сибиряками: "В настоящее время советский строй держится на двух разнородных основах: на объединенной социализированной промышленности и на индивидуальном мелкокрестьянском хозяйстве, имеющем в своей основе частную собственность на средства производства. Может ли держаться долго на этих разнородных основах советский строй? Нет, не может".

Благодаря принятым мерам к середине февраля 1928 года планы хлебозаготовок в Сибири и других регионах были выполнены, и проблема снабжения хлебом была решена. Однако потенциальную опасность ее обострения в перспективе исключать было нельзя.

Таким образом, в 1927-1928 годах совершенно определенно и в широких масштабах проявилось влияние второй опаснейшей особенности парацеллы - ее социально-политического аспекта, что реально грозило вновь привести страну на порог тяжких испытании.

Нет никаких сомнений в том, что И. В. Сталин, безусловно, учитывал это важнейшее обстоятельство при решении проблемы коллективизации.

Если же учесть, что империализм, чрезвычайно встревоженный успехами советской власти, не только не отказался от намерений уничтожить СССР, но и активизировал свои действия в этом направлении, то становится очевидным, что единственно правильным выходом из сложившейся ситуации было принятие решения о немедленном проведении коллективизации на базе индустриализации и электрификации страны.

Столь же своевременными и чрезвычайно важными были решения XV съезда партии об утверждении директив первого пятилетнего плана развития экономики страны и о категорическом осуждении и неприятии "аграрной теории" троцкистов. Они сплотили партию и народ и стали важнейшими предпосылками успешного проведения в жизнь Ленинского кооперативного плана.

Если объективно подходить к оценке сложившейся в стране ситуации после революции и гражданской войны, и в частности в деревне, то следует признать, что решение XV съезда ВКП(б) о проведении коллективизации сельского хозяйства одновременно с индустриализацией и электрификацией страны было абсолютно необходимым и своевременным. Оно было продиктовано объективными факторами внутренней и внешней социально-экономической и политической ситуации, в которой оказалась молодая советская держава к концу 20-х годов. В то время, несмотря на значительные успехи, достигнутые в промышленности и сельском хозяйстве, уровень развития производительных сил страны оставался очень низким, производственный потенциал мелкотоварного крестьянского хозяйства был исчерпан и не обеспечивал растущих потребностей в продовольствии и сырье. Страна сильно отставала от индустриально развитых государств Запада, и над ней нависла реальная угроза военного нападения. Другого пути преодоления этого опаснейшего отставания и спасения страны от стремительно нарастающей военной угрозы просто не существовало.

Большая роль И. В. Сталина в принятии решения несомненна, но он не принимал его единолично. Хорошо зная марксистско-ле нинскую теорию и обладая незаурядным аналитическим умом, стратегическим мыш лением и даром предвидения, И. В. Сталин лучше, чем кто-либо другой, понимал смер тельную опасность нависшей над страной угрозы для судеб социализма и, безусловно, сознательно пошел на ускорение темпов ин дустриализации и коллективизации, совер шенно обоснованно утверждая, что "нас со мнут", если мы в кратчайший срок не ликви дируем опасное отставание страны от инду стриально развитых государств Запада. Естественно, учитывал он и наличие в де ревне контрреволюционной кулацкой про слойки, и горький урок проявления мелко собственнической сущности крестьян-еди ноличников в 1927 году. Проведение кол лективизации сельского хозяйства в СССР было объективно необходимо.

Воспроизведено с издания:"Диалог" №7 2001

Hosted by uCoz